Алхимия в аналитической психологии
Первый мир, черный, носит название нигредо. Это место, где господствуют страх, мрак и тоска, наполненные неприятными образами: кучи мусора, скелеты, змеи, крысы, акулы, кандалы и канализационные трубы. Это то, что мы обычно видим в ночных кошмарах. Такие сны часто связаны с трагическими моментами, например, потерей близких или разочарованием в прежних ценностях, когда человек не знает, как продолжать жить. Несмотря на тяжесть переживаемого, эти переживания необходимы и даже полезны. Без разрушения старого невозможно построить что-то новое. Нигредо называют миром тьмы — место, где человек чувствует себя погруженным в ночной мрак без звезд и лунного света.
Второй мир, белый, именуется альбедо. Переход из нигредо в альбедо Юнг описывал так: «Неясность постепенно разсеивается, как мрак ночи при появлении луны». Этот мир характеризуется мечтательностью и отсутствием сильных эмоций. В этом состоянии человек может видеть во сне водные поверхности и зеркала, плавание без руля и паруса; жемчуг, стекло и хрусталь. Животные этого мира — белые медведи и овцы, мотыльки, совы и бабочки, лягушки и саламандры. На этой стадии процессы разрушения завершены, а новое еще только начинает проявляться, символизируемое образами беременных женщин или птиц, высиживающих яйца. Это время пассивного ожидания, когда в душе начинают формироваться новые ценности.
Третий мир, рубедо, — это мир Солнца. То, что зрело в альбедо, теперь рождается. Здесь господствуют ясность и порядок, определенность в действиях и отношениях. Это царство рассудка и здравого смысла. Если нигредо и альбедо символизируют затемненную область бессознательного, то рубедо — это символ сознания. Здесь возобладают активные действия и динамика взаимоотношений, особенно между мужчиной и женщиной, что позволяет именовать его миром либидо. «У алхимиков это называется рубедо, — писал Юнг, — Здесь происходит союз рыжеволосого мужчины и бледной женщины. Противоположности не только отталкиваются, но и стремятся друг к другу, поскольку бесконечная вражда несовместима с жизнью и не может длиться вечно». Образами, сопровождающими эту стадию, могут быть парящие высоко птицы, ракеты и космические корабли; трамплины, фонтаны, огонь, вулканы; солдаты, лошади и повозки; великаны и атлеты.
Нигредо
Бессознательное общается с человеком через чувственные образы. Сон можно представить как письмо, написанное на этом языке, адресованное человеческому сознанию. Например, сюжет нигредо проявляется так:
«Я нахожусь среди смеси слизи и крови. Вокруг — части тел других людей, которые двигаются и не покрыты кожей. Чувство гадливости и отвращения захватывает меня. Я пытаюсь вырваться, но не могу».
Нигредные сюжеты характеризуются устойчивым набором персонажей и мотивов. Среди антропоморфных персонажей обычно встречаются убийцы, насильники, грабители, палачи, вампиры, ведьмы, колдуны, нечистая сила. Зооморфные персонажи включают крыс, кошек, падальщиков и хищников, пресмыкающихся и кровососущих насекомых. Доминируют темные цвета и грязные оттенки.
Основные мотивы нигредо связаны с умиранием, похоронами, военными действиями, стихийными бедствиями и разрушениями, увольнениями, потерей близких и любимых, разводами, предательствами, кражами, убийствами, операциями и неизлечимыми болезнями. Пространство и время нигредо — темное время суток, зима и осень, пустыри, помойки, кладбища, подвалы, канализационные трубы, засоренные туалеты, подводные лодки и другие места. Сны нигредо разворачиваются в замкнутом пространстве или под водой, землей.
Обонятельные образы играют важную роль в языке сновидений. Для нигредо характерны запахи, вызывающие отвращение: смрад, вонь, запах тления и подобное. Давайте проанализируем несколько примеров из психотерапевтической практики анализа сновидений, чтобы лучше понять эти процессы.
1. «Я нахожусь на поле битвы, окруженная полуразложившимися мужскими телами. Это мужчины разных возрастов, национальностей и социальных статусов. Я вижу дорогу впереди, но боюсь идти по трупам. На мне стройотрядовская куртка и резиновые сапоги. Чувствую запах трупного смрада».
Это сон сорокапятилетней женщины, у которой нет семьи и детей. Она посвящает свое время работе, обучению новой профессии и личностному развитию. Во время психотерапевтической работы мы исследовали ее ассоциации на образы этого сна. В юнгианской традиции мужчины в женских снах трактуются как анимус.
Анимус — «мужчина внутри женщины», способ реализации себя в социуме, ее социальные роли и статус, а также установки и убеждения. Анализируя сновидение, можно выявить метафорическое значение тех образов, которые женщина считает важными. Поле битвы — это социальная жизнь, представляемая ей ареной борьбы, выгоды из идеологических и нравственных принципов, а не из чувств. Через образы убитых воинов бессознательное отвергает ее привычные взгляды на жизнь как на борьбу, показывая страшные последствия такой стратегии. Единство разума и чувств предстаёт как жизненная альтернатива.
2. «Мне снится, что летней ночью я иду вдоль набережной Карповки, в месте, где находится ботанический сад. Там пустынно и страшно. Я иду вдоль какой-то стены, за которой виднеются кладбищенские кресты. Мне страшно, но я понимаю, что это стена монастыря. Я вхожу в ворота, надеясь на безопасность за стенами монастыря. Оказываюсь в пустом полуразрушенном храме. Передо мной появляется какой-то грязный старик, который начинает вращаться всё быстрей и быстрей. И я осознаю, что это бес. Мне становится очень страшно, я начинаю его крестить и чувствую, что это помогает справиться с опасностью, это позволяет мне проснуться».
3. «Я лежу на поверхности земли и в какой-то момент понимаю, что это могила. Земля подо мной уходит вниз, и я опускаюсь вместе с ней. Дальше я вижу все происходящее как бы со стороны. Земля опускалась вниз, потому что она подмывалась родником, который пробился из-под земли в этом месте. Я вижу, как могила постепенно заполняется чистой, прозрачной родниковой водой».
Это сон сорокалетней женщины, который она увидела в день рож-дения своей внучки. Девочка родилась раньше срока, точно в день десятой годовщины гибели отца и других родственников сновидицы в автокатастрофе. Для нее это была история об искуплении вины, которую она испытывала по отношению к погибшим в течение этих лет. Сновидение стало посланием о прощении.
В этом сюжете можно видеть сочетание нигредного и альбедного мотивов сновидений. Нигредные сновидения говорят нам о том, что не-что в нашей жизни безвозвратно утеряно, сопротивляться этому бесполезно, и от человека требуется признание этой утраты. Появление же альбедных мотивов символизирует начало чего-то нового, светлого (альбедо — белый), и стадия альбедо всегда следует за кошмаром нигредо.
Нигредные сюжеты наших снов свидетельствуют о начале кризиса личности, в котором предыдущий этап жизни, сформировавшиеся в нем отношения, подвергаются анализу и селекции. Происходит обозначение и трансформирование невротических страхов, сдерживающих личностное и духовное развитие человека. Стадия нигредо — необходимый и самый болезненный этап пути индивидуации. Проживание его ведет к активизации внутренних резервов психики, раскрытию творческого потенциала.
«Не надо бояться, когда истина погружается во мрак, потому что именно там сияют звезды, способные осветить душу». Эти слова главного героя одного аргентинского фильма («Сумасшедшие женщины») как нельзя лучше обозначают задачу стадии нигредо.